Одним из моих первых домов был Черный хутор. Он построен из архангельского бревна. И человек прожил в нем больше 25 лет, говорит, что там он просто счастлив. Архангельское бревно – не калиброванное, оно у корня толстое, а дальше к вершине – узкое. Эти бревна корректировались друг к другу в местах пересечения. Была огромнейшая проблема в том, что этот дом все время дышал. У него то дырки образовывались, через которые всегда сквозило, то еще что-то появлялось, пока мы не поставили металлическое усиление, которое обычно никто не хочет делать. Мы поставили вдоль окон металлические швеллера, которые связали каждое бревно на своей позиции. Дом проконопатили и закрыли все щели. Каждое бревно внутри себя живет, ну понятно, сезонно с ним что-то происходит. А весь дом успокоился.
Другой вариант. Если позволяют средства и хочется получить мощный объект, тогда можно использовать вертикальный брус. Из вертикального бруса складывать стенку не в 20 см , а в 30 или 40 см. Она превращается в толстое деревянное ребро, поверхность, стену, ее можно разрывать на части и ставить туда стекла. Это дает другое ощущение от дерева. Оно очень мощное, крепостное, без присущих дереву изъянов.
Я допускаю, что и каркасник можно превратить в крепкий дом. Я сейчас проектирую как раз один из таких домов. Там есть и кирпичная, и металлическая, и деревянная части дома. Мне очень хочется, чтобы стены были толстенными, поэтому я думаю про мощные стойки и балки. Причем нарочито толстые, специально. Эта стоечно-балочная система не будет дышать так, как дышит бревно, дом не будет ходить ходуном, а я получу свой деревянный дом с пустотами внутри между стенами. Надеюсь получить тот результат, который мне понравится, вдохновит. Но это избыточность, вы понимаете, не рациональность.
Однако бывает иначе, когда человек приходит ко мне и просит найти решение в стесненных финансовых обстоятельствах. Тогда я, конечно, проектирую максимально рационально. Используя свой инструментарий, предлагаю усилить только отдельные части здания, применить некоторые избыточные элементы; потолки сделаем 4 метра высотой, поставим только вертикальные доски, а чтобы все это не болталось, поставим туда здоровенные клееные брусья, как стойки и балки. И тогда все получится , как надо.
Что касается традиционной русской избы, ее метафизики, то мы понимаем, как она изначально устроена. Здесь есть ярко освещенный красный угол, есть темный угол, где печка, и изба нанизывается на ось, на правильные части света. Таким образом, каждая изба встает на параллельные меридианы земного шара и живет абсолютно как сакральное сооружение. Мы пытаемся использовать эту ориентацию в пространстве. Но если ты сегодня живешь в такой избе из прошлого, то это - путешествие в дауншифтинг*, как я это называю, и многочисленные современные поселки с традиционной архитектурой вызывают у меня скуку и негодование. Дерево очень интересный материал, когда ты ставишь себе интересные задачи..