ИНТЕРВЬЮ С АРХИТЕКТОРОМ александром леоновым
Я хотел сказать, что дерево при грамотном применении - это не головная боль.

»
Первый, мой дежурный вопрос, что привело Вас в архитектуру? Почему Вы стали архитектором?

Александр: Мои родители архитекторы, и мама, и папа. И в один прекрасный день, я еще учился в школе, задолго до того, как начинают задумываться о профессии, они мне сказали: «Если ты выберешь профессию архитектора, то потом сможешь заниматься, чем захочешь». Мне это как-то очень запало в душу. Конечно, они не стали рассказывать в деталях, какой труд, к чему готовиться, и так далее. Они просто сказали: «Вот если хочешь максимальный набор возможностей, иди в архитектуру». А потом была художественная школа, были мои попытки помогать папе, стройка на даче. Все больше и больше интереса. В какой-то момент я уже начал серьезно готовиться к поступлению в вуз. И, наверное, только после окончания института пришло осознание того, что это, действительно, та профессия, которая была нужна, которую искал. В общем, выбор был сделан правильно, поэтому до сих пор в этом варюсь, тружусь, работаю.

А где Вы учились?

Александр: Я закончил МАРХИ в 2010 году. Бакалавра и диплом получал в группе Евгения Викторовича Асса в мастерской учебного экспериментального проектирования. Тогда она еще находилась в стенах МАРХИ. Мы были последним выпуском, который, собственно, всю эту школу прошел в стенах МАРХИ. Другие ребята потом уже заканчивали свое обучение в МАРШЕ. Сейчас я преподаю в МАРШЕ, не теряю связь с источником. Очень важный аспект развития в профессии, конечно, это педагогическая деятельность. Ее важность мы поняли еще в институте, и очень многие выпускники поддерживают связь с профессором, со школой, всячески делятся своими достижениями.

Замечательно. Я огромный поклонник Евгения Викторовича, даже удалось с ним немножко поработать, но совсем чуть-чуть. Поэтому я знаю, какое это счастье. Давайте теперь поговорим про дерево, поскольку портал у нас посвящен именно дереву. Расскажите, пожалуйста, как все началось, какие были проекты, связанные с деревом, и что Вы можете сказать про этот материал?

Александр: С деревом я впервые столкнулся у папы на даче. Еще, будучи школьником, потом студентом я помогал ему возводить кровлю, чердак. Я понял, что это материал, который очень похож на человека. Он живой, он податливый, иногда вредный. Ну, в общем, все, что бывает с человеком: его крутит, он сопротивляется, - и дерево такое же. Чутко реагирует на погоду, на солнце. В общем, все, как у людей.

А профессионально, в личной практике, я столкнулся с деревом на первом же своем проекте в 2010 году. Это проект первый «Активный дом» в России. Он был создан в рамках программы «Будущие энергоэффективные дома 2020». На тот момент, в 2010 году, эта программа только начиналась. Ее инициатором и покровителем была компания «VELUX». К тому времени было уже шесть проектов в Европе, а проект в России был седьмым. И мне довелось как раз в нем принять участие. Это был очень быстрый проект. За 9 месяцев мы успели и спроектировать, и построить, и открыть объект. Дерево во многом этому очень способствовало. Оно нам позволило принять определенные решения, достичь нужных результатов, будучи действительно универсальным материалом. Таким идеальным пластилином, чтобы все было вовремя, чистенько и качественно. Собственно, на этом проекте я познакомился с профессионалами этого дела. С мастерами, которые непосредственно работали с деревом, конструкторами, и командой деревянщиков, с которыми мы до сих пор поддерживаем очень тесные контакты.

Это случайно не Семен Гоголев?

Александр: Семен Гоголев, да.

Прекрасно, я тоже много с ним сотрудничаю. Команда, видимо, подобралась отличная!

Александр: Очень хорошая команда была сформирована на проекте, все работали на полную. Результат виден и по сей день. Там дерево есть во всех проявлениях. Это и фасад, и конструктив, и отделка в интерьере. Все очень сложно взаимосвязано и прекрасно работает, на удивление не прихотливо и надежно.

А у вас там какие-то клееные конструкции присутствовали?

Александр: Да, есть огромная балка ЛВЛ, коньковая, 16,5 метров. Причем она не просто стоит на чердаке, она формирует открытое пространство дома. Таким образом у него есть второй свет, который от одного фасада до другого фасада пронизывает все пространство дома. У нас очень интересная, комбинированная схема. Конструктивный фактор позволил добиться очень легкого и воздушного пространства в интерьере, обеспечив доступ естественного освещения.

У вас там еще классный интерьер, такой минималистичный, светлый. Большая редкость убедить заказчика пойти на подобное оформление внутреннего пространства. Как вам это удалось?

Александр: На самом деле, у этого дома не было какого-то одного заказчика. Там был целый совет, очень много участников, которые могли влиять на принятие финального решения. Строго говоря, сам интерьер был выполнен не архитекторами, был приглашен дизайнер. Мы дали вводные, образ светлого пространства. Плюс еще были определенные требования к поверхностям, к отделке, к освещению от компании «VELUX». И интерьер получился неким симбиозом решений в этой части. Олег Бозотов этим занимался. В общей сложности над домом трудилось 25 компаний. Тут очень сложно отдать пальму первенства во всех решениях кому-то одному. Были даже такие забавные истории. Например, наличие камина очень строго критиковалось производителями теплых полов. Они говорили: «Вот, мы будем не эффективны. Давайте без камина, у нас современная технология». А, тем не менее, мы его оставили, и у него тоже появились свои кураторы. Он был реализован по энергосберегающей схеме . Не только добавил тепло и уют, но мог отапливать дом в отсутствие вообще какой-либо внешней электроэнергии, источника питания. Очень много таких историй, попробую часть из них рассказать.
~
Отлично. Получается, что «Активный дом» стал для Вас стартовым проектом, да? А после «Активного дома» были какие-то похожие задачи?

Александр: Опыт, который там был наработан, я применяю и преумножаю по сей день. Был проект, например, очень интересный, спа-комплекс в Коприно. Там присутствует деревянная отделка как внешнего периметра зданий, так и интерьера помещений. Это позволило, с одной стороны, в условиях ограниченного бюджета создать уникальный внешний вид. С другой стороны, решило очень много сложных технологических задач. Начиная от условий логистики строительного материла, именно на местном уровне. Существовал весьма узкий набор возможностей. Была доступна древесина определенных пород и определенных параметров, мы это все учитывали. Плюс руки. То есть обычные факторы для стройки, но вот конкретно на этом объекте они были очень важны. И получилось создать классное, лаконичное, современное пространство и здание. Бассейн с видом на Волгу. Интегрировать его в сосновый лес, практически спрятать его там. Более того, дать вот эту мягкую материальность, такой масштаб, который не разрушал бы зону курорта. И вышло здорово. Я могу сказать, что до сих пор это одно из любимых мест тех, кто живет неподалеку, в Рыбинске, в Ярославле. Туда даже специально приезжают из Москвы. На мой взгляд, это один из лучших спа-отелей в России.

Как он называется?

Александр: «Бухта Коприно», спа-комплекс. Там тоже было очень много находок. Благодаря использованию дерева мы смогли скрыть инженерные системы. Объект, в общем, тоже высокотехнологичный, как и «Активный дом». Но, если в «Активном доме» все это выставлялось напоказ, то в спа-комплексе мы все прятали, чтобы ничего не отвлекало от природы, от воды, от наслаждения.

А кто его строил, что за компания?

Александр: Была местная ярославская компания, небольшая. Подрядчик привлекался до этого только на строительство коттеджей. Это был такой «прыжок» для него. Но все очень хорошо отработали. Я регулярно интересуюсь, как дела у комплекса. Все работает, все довольны. Такое не часто бывает, обычно много вопросов возникает в эксплуатации. Да, слаженно сработали и получили достойный результат.

Я хотел сказать, что дерево при грамотном применении - это не головная боль. Это возможность, это уют, это определенная атмосфера, которая создается природным материалом. Для баз отдыха, отелей, это, конечно, материал номер один. Мы прошли все согласования по пожарным требованиям и нормам, с точки зрения, обработки, размещения инженерных систем. Все это удалось сделать, и мы достигли очень хорошего результата.

~
Это мега круто, такой большой объект сделали и со всем справились. А что там за конструктив, из чего? Какая технология? Каркасная или это клееный брус?

Александр: Сам объект - это бассейн с подземным переходом, в нем сборный железобетонный каркас и кирпичные стены. Дерево применяется в интерьере и как вентилируемый фасад. Там есть внешняя чаша, то есть бассейн работает круглый год, в том числе и зимой. Можно выплыть прямо на улицу, и ты оказываешься на огромной террасе из сосны, на которой нет ни одного ограждения, она открыта и смотрит на Волгу. Ширина в той части реки около пяти километров. Практически не видно противоположный берег. Такое ощущение, что ты на море. Зимой это все в пару… лунная дорожка на воде, отражения падают на графичный деревянный фасад. Рисунок стен ритмичный, а кажется, что хаотичный. Особый набор из планкина и брусочков, разработан нами, авторский. На «Активном доме» свой уникальный рисунок. У нас вот такие особенности. В интерьере очень много отделки из дерева. Потолки все, непосредственно в бассейне, в переходах, в коридорах, в кабинетах, в залах, и так далее. Мебели много из дерева, мы использовали твердые породы, дорогие, например, ясень, дуб. Для лавочек, столов, кресел. Тема дерева раскрыта буквально во всем.

Как интересно! А я вот этот отель не видела.

Александр: Посмотрите, в Instagram очень много. Он достаточно далеко, 300 километров, почти 4 часа от Москвы, путешествие не близкое. Но оно того стоит: уникальное место, чудесная природа и уютный комплекс.

Уже хочется туда поехать. Я далеко не все видела. Какие-то объекты я знаю, потому что они были на Архивуде, но, по-моему, вот этот спа-комплекс вы нигде не публиковали. Какие-то были публикации?

Александр: Были, но давно уже. Получается 4 года назад.

Четыре года это еще совсем не срок. Очень многие архитекторы говорят, что каждый дом, по сути, делается 5 лет, это так?

Александр: Да, иногда стройка превращается в целую жизнь с огромным количеством событий на пути к реализации. Это так, правильно говорят.

На каком проекте у вас сложились самые доверительные отношения с заказчиком? Какой заказчик для вас идеальный?

Александр: В моей практике практически все заказчики были людьми искушенными, и было интересно взаимодействовать с ними по всем вопросам. Очень здорово, когда они готовы услышать аргументы, научиться чему-то новому и, самое главное, принести что-то в этот мир. То есть, не просто создать какую-то точку для получения прибыли, а все-таки задуматься о том, какой культурный след оставляет это действие. Как показывает практика, именно в этом случае возникает синергия между тем, что ты хочешь получить, и ролью объекта в социуме. Здание работает, его любят, он приносит доход, приносит радость. Вот это очень здорово. Конечно, такие проекты требуют много сил и времени, но оно того стоит. Архитектор за жизнь не так уж и много объектов успевает сделать. И заказчик тоже, мы не меняем дома каждый год. Да, может, хочется побыстрее. Вот второй год идет стройка, но жить там будут 20 лет, а потом этот дом еще 20 лет кому-то будет служить. Архитектура, она вся старше нас. И неизвестно, как сложится судьба наших объектов через 100 лет, будут ли о них писать книги. Лучше, чтобы писали. Для этого нужно вкладывать усилия, мозги, это самое важное. Тратить время, тратить ресурсы с умом и добиваться результатов.

Не могу сказать, что есть заказчики, которые откровенно плохие или прямо идеальные. Думаю, что у каждого есть своя история. Я с большим уважением отношусь ко всем ситуациям, ко всем требованиям, которые поступают, и стараюсь выполнить максимум, который возможен в этих условиях.
Наша профессия, в общем, не так популярна сейчас, как она, например, была популярна в советское время, особенно в начале 20 века. Она дискредитирована. Как донести до обывателя, до обычного человека, который собирается построить себе дом, что нужно работать с профессионалами, что нужно обращаться к архитектору?

Александр: Наверное, все начинается с самого верха. Если у государства есть политика в отношении профессионалов, профессионального сообщества и профессиональных действий, то тут уже ни у кого не будет возникать вопрос, а зачем обращаться к архитектору. Вот, например, в Латвии, когда там работали мои родители, фермеру нельзя было курятник поставить без проекта. А платить им было нечем, они приносили в офис яйца, мясо, кур. Зато вся страна была красивая. И, казалось бы, откуда это? Это все потому, что работали профессионалы. Ни один «чих» не проходил мимо зоркого глаза архитектора. Поэтому проблема, с одной стороны, есть, а с другой стороны, ее нет. Просто есть профессионалы. Сейчас мы самостоятельно протаптываем эту дорожку. Но, в целом, есть вполне уже отработанные методики, это столетняя история. Почему бы не посмотреть и не принять что-то конечно, с учетом наших реалий. У нас, в постсоветском пространстве, людям все разрешили: строить дом, как хочешь, забор, как хочешь, дом до полутора тысяч квадратных метров, как хочешь, до двух этажей и более, как хочешь. Это огромный сектор строительной индустрии, который никак не регламентируются. Конечно, люди на всем экономят. Единицы задумываются о том, что получится. А что получится, если с соседом договориться, а вдруг целый город можно построить, классный, успешный. Мы потихоньку к этому идем.

~
Я тоже на это надеюсь. Как Вы оцениваете ситуацию с нашей архитектурой? Как мы выглядим на международном уровне? Может кто-то из наших архитекторов получить притцкеровскую премию?

Александр: Хорошие вопросы. На мой взгляд, архитектура России уже в определенной мере представлена на профессиональной арене. Были бумажники, очень известные, в Японии, на западе. Из современных российских зодчих знают Юрия Эдуардовича Григоряна, знают самых молодых, отдельные практики. Здесь нет универсального пути. Не важно, за что тебя знают. Если ты находишься в сообществе, то это уже хорошо. Если ты участвуешь в конкурсе, это прекрасно. Думаю, что репрезентация определенная уже есть, и она нормальная. Не надо за чем-то гнаться, оно само придет, когда на то будет нужное время. Путь у нас, конечно, уникальный, но я с большим интересом смотрю, как молодые архитекторы развиваются. Достаточно заглянуть в Instagram наших современных архитектурных фотографов, и каждый день можно находить для себя много нового по всей стране. Наверное, чуть позже это сформируется в некое сообщество. В общем, по поводу притцкера я думаю, что не стоит гнаться за премией. Эту премию ведь дают за вклад в архитектуру. Ее не дают тем, кто самый быстрый или самый богатый архитектор. Когда в России будет сформулирован запрос на архитектуру, то появится потребность в архитекторах, такая, которая позволит им осуществить вклад на высоком уровне. Очень важно, чтобы и в обществе был сформирован запрос на архитектуру, но это, будет связано с определенным уровнем культурного развития. Конечно, базовые потребности населения должны быть решены. Главная роль архитектора в том, чтобы сформировать среду. Но мало кто будет задумывать об этом, если нет горячей воды, нет чего-то важного с точки зрения обеспечения безопасности существования. Время наших архитекторов, в принципе, уже пришло. Я бы номинировал Евгения Викторовича Асса на премию. Мне кажется, он очень много сделал уже для архитектуры, и для сообщества в целом, как минимум, профессионального. И было бы интересно рассмотреть его кандидатуру в составе того уникального жюри, которое там формируется ежегодно.

Понятно, я согласна. А что бы Вам еще хотелось бы спроектировать, сделать? О чем Вы мечтаете?

Александр: Знаете, в последнее время очень много над этим думаю. За 10 лет работы были разные ситуации, были разные проекты. Были гладкие, радостные, а были острые моменты. И невольно, когда ты сталкиваешься с трудностями, ты задаешься вопросом: «А вот чего бы хотелось?». И вот совсем недавно стало приходить понимание ответа на этот вопрос. Мне кажется, что было бы здорово, если в границах видимого можно было бы повилять на все внешние решения. Представьте, проект разрабатывать не в рамках участка и даже не в рамках территории, обеспеченной правовым законодательством, а повлиять на то, что видно из определенной точки. Вот, например, когда проектируешь отель или жилой комплекс, ты проектируешь не только пространство внутри, ведь люди будут двигаться и смотреть вокруг. И было бы здорово, если бы удалось найти проект, комплексный, с большим охватом, влияющий, возможно, даже на весь регион. То есть такой видимый. В котором начинаешь понимать, что попал в новую среду задолго до того, как увидел само здание. Не знаю, главный объект. Когда видишь, что изменения среды начались уже с того, что вот тут травинка к травинке, здесь столбик к столбику, аккуратно покрашено. Мне кажется, просто многие не знают, что можно так навести порядок. Получится очень благоприятная среда. И для зарабатывания денег, и для жизни, и для ведения хозяйственной деятельности, для всего. Очень часто архитекторы сталкиваются с тем, что «вот, подешевле», «дайте зарабатывать» или «вообще не лезьте, не меняйте уклад». Человек требует не менять уклад, а ведь там до него был другой уклад, и вообще никто человека не спрашивал. В общем, такая история, мне кажется, это возможно сейчас именно в России. Потому что в Европе, например все уже сформировано. В Америке все зарегламентировано, все строго. А в России очень большой потенциал к изменениям. Уже накоплено какое-то, мне кажется, желание. Вот именно сейчас надо менять. У нас в стране везде замечательно, где нет людей. Выбираешься в любое место, где не видно домиков,. ну, разве что какие-то очень старые, И понимаешь - благодать. А мне кажется, главное, чтобы была благодать там, где обитает человек. И если вот здесь навести порядок, а начинать надо с порядка в головах, в образовании и так далее, то все будет здорово, это возможно. Надо работать с архитектором. Надо работать во всех направлениях. Не ждать законотворчества. В принципе, и с нынешним законодательством можно достигать уникальных результатов. Главное, чтобы были цели правильные, было понимание, желание, что лучше средой заниматься, чем не заниматься. Не только там, где не намусорили. Все равно надо обслуживать, ухаживать, и так далее. Вот, такая идея.

Здорово, спасибо Вам огромное. Все мысли правильные, я просто подпишусь под каждым словом.

Александр: Спасибо.

И последний вопрос. Вы говорите, что ведете курс в МАРШЕ. Как он называется? Про что он?

Александр: Это группа бакалавров. Проект называется «Временные переживания». Это и про время и времена. Кстати, сейчас школа начинает набор студентов

Спасибо. Удачи, успехов во всем. Очень рада нашему знакомству.

~