ИНТЕРВЬЮ С АРХИТЕКТОРОМ Артемом никифоровым
Прежде, чем строить - необходимо уделять серьезное внимание проектированию.

»
Артем: Я всегда хотел заниматься интерьерами, поэтому приехал из Владивостока в Питер поступать в «Муху». Вы знаете, что такое «Муха»?
Конечно, Училище им. В.И. Мухиной (теперь академия
Имени Штиглица).
Артем: поступил на дизайн интерьеров. По окончании стал заниматься интерьерами, в том числе и архитектурой. Это получилось как-то само собой — одно из другого вышло. По сути, архитектурного образования у меня нет.

Интерьеры — это тоже очень интересный и важный аспект архитектуры.
Артем: Правда. На первых двух, даже трех, курсах многое было связано с архитектурой, не только с дизайном интерьеров. Мы рисовали какие-то дома и мосты. И сопротивление материалов нам преподавали. Там была хорошая база.

Инженерные конструкции еще?

Артем: Да, кстати. Мы много всего изучали. У нас даже лепка была три года. Сейчас, я знаю, это все сильно сократили.

А сколько лет Вы там учились?

Артем: Шесть лет.

Также как в МАРХИ, тоже шесть. А в какой момент Вы поняли, что хотите быть именно архитектором?

Артем: Я не понимал этого. Если бы я сразу хотел быть архитектором, то пошел, наверное, на архитектурный факультет, в Академию.

~
Но сейчас Вы, можно сказать, 100-процентный архитектор. В какой момент у Вас появились первые заказы и, собственно, пришла мысль организовать свое дело? Расскажите о первой работе с деревом.

Артем: Наверное, первым моим самостоятельным деревянным объектом был вот этот сруб, который я показывал в Facebook. С крышей из дранки. Там было много дерева. Даже берег укрепляли деревом, забивали сваи из лиственницы. Коробку по нашему проекту заказали в Финляндии, привезли, собрали. А дальше эту коробку уже «одевали» здесь: сделали консольные выносы крыши и зашивали дранкой из лиственницы. Сейчас еще проекты в работе. Ну, а это вот мой зеленый дом, который я сделал.

Мне очень нравится. Расскажите, как этот проект начинался, какие там были «подводные камни»?

Артем: Здесь я сам выступал в роли заказчика. И можно было сделать все, что хочется, то, что никто не позволит сделать. Хотя, понятно, это пришлось делать в условиях ограниченного бюджета. Поэтому там материалы самые дешевые. За исключением балок из ЛВЛ, которые перекрывают большой зал. Все остальное делали прямо из пиленной доски, естественной влажности, никаких переклеек там не было, ничего. Просто на гвоздях все сбивали, сколачивали. Фасад зашит необрезной доской, на углах под 45 градусов запиленной. Так все обшивали.

А сколько времени все это продолжалось?

Артем: если сложить все активные фазы работы, то, наверное, год-полтора. А так все это, конечно, тянулось три года: закачивались деньги, партнеры отваливались. В общем, все растянулось по времени: хотели сделать за год, за полгода, а растянулось на три. Скоро школа уедет, в сентябре мы туда переберемся и будем там работать.

А где это?

Артем: Это между поселком «Репино» и трассой «Скандинавия». От «Репино», буквально, семь километров.

Там хорошее место, я знаю. Поскольку мы занимаемся популяризацией дерева, что Вы можете сказать про этот материал? Как Вы к нему относитесь? Почему для зеленого дома Вы выбрали именно дерево?

Артем: По финансовым соображениям, это понятно. А еще потому, что мы купили лесной участок, сейчас там лес вокруг. Там нет соседей. Я долго упрашивал владельца этого большого лесного надела продать нам кусок земли под застройку. И было бы странно поставить посреди леса каменный дом, совсем дико. Дом у нас как храм нарисован, с таким портиком, и он вторгается в этот лес беспощадно. А если бы он был еще и каменный! Поэтому покрасили его в черно-зеленый цвет, чтобы он слился максимально. Правда, скоро там леса не будет, все уберут вокруг.

Почему?

Артем: Это все на болотах располагается. Лес на болотах. Сейчас идут осушительные работы. Каналы недалеко от нас копают, все осушают. После осушения деревья обычно уже не живут на этих местах, они начинают падать. Если сами не упадут, то их уберут. А потом будут заново все строить, засаживать. Когда это опять станет лесом - не понятно.

~
Дерево - удивительный материал. Пока стоит изба, скажем, 200- 300 лет, вокруг вырастает новый строевой лес. И эта возобновляемость строительного материала, мне кажется, особая тема именно «деревяшки». Как это, «Sustainable», да, сейчас модно.

Артем: Да, это важно. В деревянном доме и находиться приятно.

А что по поводу каркасников, есть у Вас каркасные дома?

Артем: Опять же – наш зеленый дом. Вот сейчас начал новый проект. Через год можно будет увидеть. Очень красивый проект. Из каркасников больше ничего не могу вспомнить.

~
Интересно, как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию с архитектурой в России?
Артем: чаще всего не очень оптимистично. Тем приятнее на общем унылом фоне видеть ребят из, например, «Хвои», когда появляется что-то такое живое, интересное. Они очень выгодно отличаются. Вот на Западе это все могло бы раствориться, там много всего красивого, интересного. Кто еще? Вы называли ребят из «Katarsis»?

Да. Классные ребята.

Артем: Да? Я не знаком, но когда-нибудь познакомлюсь.

Вы в одном городе живете.

Артем: Да. Но я интроверт, по жизни так сложилось.

~
Кто для Вас идеальный заказчик, с кем Вам было бы комфортно работать?

Артем: С тем, кто любит, и оплачивает все затеи. В основном, так сложилось, у меня именно такой сегмент состоятельных людей. Это позволяет мне делать какие-то творческие, неординарные вещи, и на свои некоммерческие проекты средства остаются.

Я как-то пытался сделать проект бюджетного поселка. В общем, спроектировал поселок, в котором каждый участок по шесть соток. И я планировал сделать маленькие дома на этих маленьких участках, очень бюджетные, каркасные. И за счет правильного позиционирования их между собой на улицах хотел добиться, чтобы люди себя не чувствовали ущербно от того, что живут на маленьких участках. Я хотел создать достойную среду, чтобы главные фасады выходило прямо на улицу, без заборов, а уже задний двор был огорожен. Я хотел найти правильный баланс между приватностью и урбанистическим характером поселка. Пока не получилось: много случилось всяких событий, которые заставили отложить проект. Хотя я его показываю людям и потенциальным инвесторам, им все нравится. И землю нашли. Может быть, еще вернусь к этому.

Желаю удачи, чтобы Вы вернулись к этому делу. А это следующий вопрос. очень важный. Как донести до обычного человека, который собирается строить дом, что надо идти к профессионалу? Почему надо обращаться к архитектору?

Артем: Я считаю, что это самое важное. Что лучше вообще не делать проект без специалиста. У меня своего дома нет, мы с семьей все время живем в съемных домах. Я считаю, что это хороший опыт. Мы только сейчас поняли до конца, что нам нужно. То есть даже архитектору сложно бывает понять, что нужно. А человек без опыта проектирования, как он построит что-то толковое?
Так вот и построит.

Артем: Ему будет неудобно, как минимум. В общем, я считаю, что проект — это самое важное. Нельзя скупиться.

Подпишусь под каждым словом. Хочу поговорить о частном сегменте: у нас каждый строит, как ему Бог на душу положит. Вот, например, в Англии просто невозможно представить себе, что ты приехал в какой-нибудь городок, купил землю и начал строить то, что тебе хочется. Это невозможно. Там надо пройти согласование, подключить сразу архитектора. Вся улица наблюдает, что это за проект. Потом идет общественное слушание, выступают эксперты, и так далее. И только после этого ты имеешь возможность начинать строиться. Когда мы до этого доживем?

Артем: Доживем когда-нибудь. Тот владелец, у которого купил землю, устраивает поселки, с жестким регламентом. Он делал это и раньше. В его поселках нет высоких заборов. Он сказал, не выше, чем вот так, и прозрачный, до колена каменный, а выше только железная решетка, все. Хотя бы так. То есть он способен своей волей как-то регулировать это. Вот если бы все задумывались, а не как у нас обычно: нарезали участки — и делайте, что хотите.

Я вот по себе сужу. Вот этот зеленый дом, мастерская. Я нарисовал архитектуру и отдал его инженеру. Я заплатил хорошему специалисту деньги, и не пожалел. Он все расписал до доски, до гвоздя, до самореза. То есть там был очень подробный проект. Потом это позволило сэкономить на рабочей силе. То есть люди без опыта, им дается четкое указание отпилить доску 40 сантиметров, вкрутить в нее на таком-то расстоянии 4 самореза, а сюда уголок, прямо как в Икее, листали эту папочку и собирали дом. Было очень удобно, позволяло не контролировать процесс и не думать, что это все как-то там завалится. В итоге потратили на специалиста-проектировщика, а сэкономили, я считаю, на строительстве. Это к вопросу о необходимости уделять серьезное внимание проектированию.

~
Очень хороший ответ, правда. А как мы выглядим на международном уровне? И в какой момент мы будем на равных? Вот, например. Шигеру Бана приглашают везде. Он работает в Новой Зеландии, сейчас весь Окленд застраивает, строит и в Сиднее, и в Австралии, и в Европе. Не сказать, что какие-то там шедевры, но везде приглашают. Почему наших архитекторов не приглашают?

Артем: Мне сложно ответить. Я не думал об этом. Я просто не знаком с творчеством Шигеру Бана. Я видел какие-то его картонные дома и перестал следить за этим. Я не знаю, что бы его могло отличать.

Хорошо, поставлю вопрос по-другому: почему наши архитекторы не задействованы? Это связано с политикой или это все-таки наш общий уровень?

Артем: Не готов ответить. Наверное, все-таки имеет место какой-то вопрос культуры. Культуры строительства и проектирования. Вероятно, все-таки уровень у нас не дотягивает. Мне, конечно, хотелось бы сказать, что это не так.

Образования, наверное. У нас институты, получается, хромают.

Артем: Не готов ответить. Наверное, все-таки имеет место какой-то вопрос культуры. Культуры строительства и проектирования. Вероятно, все-таки уровень у нас не дотягивает. Мне, конечно, хотелось бы сказать, что это не так.

Образования, наверное. У нас институты, получается, хромают.

Артем: У нас очень много талантливых людей, и среда хорошая. И учителя хорошие. А вот где происходит этот сбой, - не понятно.

Согласна. Правда, сейчас появился МАРШ, уже пять лет существует. И там классные вещи делают, правда.

Артем: Вот они молодцы. Правда, мне все это не близко, с точки зрения архитектуры. Но я вижу, что это хорошо сделано, качественно. Есть культура проектирования. Я с большим уважением отношусь к тому, что они делают.

Дизайн там тоже обалденный.

Артем: Да, это все важно делать. Как вот эта норвежская Snøhetta. Они же делают и графический дизайн, и архитектуру, все делают. Это подход хороший. Хотя они мне тоже не близки со своим формообразованием. Я больше традиционалист. Хотя все современные модернистские проекты я с большим удовольствием просматриваю. Знаю, за что это можно любить и как. Потому что сам любил когда-то. Но потом стал интересоваться Римом и всем, что из него происходит.

На классику потянуло? Значит, пришло время.

Артем: Давно уже. Вот тот мой классический дом, который я в прошлый выходной выложил, я нарисовал уже 10 лет назад. Немного неуклюжий, но все равно мне нравится, я прямо его люблю.

Надо сказать, что Вы живете в таком городе, где классических шедевров просто море. Они везде.

Артем: Самый красивый город, на мой взгляд.

Совершенно точно. Москву, практически, уничтожили, почти ничего не осталось: какие-то кусочки. Но, с другой стороны, и в Питере появились ужасные новые районы,

Артем: Ну, это уже не Петербург. Зачем об этом вспоминать.

~
У меня последний, очень важный вопрос: что Вам бы хотелось спроектировать? Над чем Вы бы хотели поработать?

Артем: Поселок хочется сделать. Какой-нибудь яхт-клуб еще. Может быть, чтобы одновременно все это было, с лодками. Дом для себя построить: я знаю, что там понаделаю, чего мне никакой заказчик ни за что не позволит. Ну, собственно, и все. Я и так делаю все, что хочу. Пока что. Работа идет над объектами, которые хочется создавать. Сейчас делаем дом с парком, сажаем большие деревья, взрослые. Аллеи липовые насаждаем. То есть все будет очень красиво, и совсем скоро. Так пока все идет. Я бы еще нарисовал красивый генплан, с разными зонами: и по достатку, и по образу жизни. То есть такой городского типа поселок, где была бы какая-то общая площадь, центр, а вокруг него располагались какие-то маленькие дома и участки. А дальше, ближе к окраинам, были бы участки и дома больше. Что-то вот такое я бы сделал.

Я Вам желаю, чтобы все исполнилось.

Артем: Спасибо).

~